Учить и учиться - вот девиз, с которым я стараюсь идти по жизни.
Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное- чувствовать.
Особенности развития речи детей шестого года жизни Речь - инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта - центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка - морфемы, слова, словосочетания, предложения - кодирует (шифрует) окружающую человека действительность. Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5-6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе? Как известно, период наивысшей речевой активности - пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил. Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица - медвежонок - медвежоночек - медведушко - медвежий). В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый - очень тяжелый - полегче - самый легкий), а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темносерый и др.). Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет - шагает - вышагивает - плетется - бредет). В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.). В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», - Алеша, 5 лет 8 месяцев). К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других - неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звукар и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звукир и л. Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с - з, с - ц, ч - щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей. Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда!) и сокращается число реплик В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий» 12 доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, - не видишь, я же самолет завожу!) По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5-6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи - интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач - это составляющие деятельности общения.